О проекте {Города-участники} Мероприятия CO2 Green Drive Партнеры Контакты Видео

{Петрозаводск}


Трудности велосипедизации в городах России на примере Петрозаводска

Петрозаводск – город с климатическими условиями, схожими с климатом Финляндии, численностью населения около 270 тысяч человек. Город на берегу Онежского озера. С 2012 года в столице Карелии количество велосипедистов, выезжающих на улицы города, стало значительно возрастать, в этом же году прошел первый VELODAY с велопробегом по центральным улицам города, который собрал 150 велосипедистов.

Количество участников VELODAY

Количество участников VELODAY росло в геометрической прогрессии: 150 – 700 – 2500 – и достигло 3000 человек, что составляет более 1 % от численности населения города. Это принесло свои плоды: в городе с 2012 по 2013 год появилось более 150 велопарковок, их количество растет. В 2014 году появилась первая (за последние 20 лет) велодорожка. Сейчас идет строительство еще одной велодорожки в парковой зоне.

Велодвижение VELOVE

Велодвижение VELOVE – это проект, который объединяет велосипедистов Карелии всех возрастов и интересов, любителей и профессионалов. Велодвижение активно сотрудничает с представителями бизнеса и органами власти, что способствует созданию комфортных условий для велосипедистов города.

Более того, круглый год команда велодвижения организует городские праздники и мероприятия для велосипедистов, популяризуя велосипед как транспорт и пропагандируя здоровый образ жизни. Комплексный подход заключается во всесторонних проектах:

  • Акции «На работу на велосипеде» и городские праздники VELODAY направлены на массовую популяризацию велосипеда как транспорта;
  • Проект «Велошкола» направлен на восполнение пробелов в знании ПДД и  повышение культуры велосипедистов;
  • Проект «Велоспорт» направлен на популяризацию здорового образа жизни, вовлечение участников в систематические занятия физкультурой и спортом, пропаганду велосипедных видов спорта в Карелии.

Формирование Рабочей группы

В декабре 2015 года прошло заседание Рабочей группы в Администрации Петрозаводска, в которую вошли Главный архитектор города, отдел ЖКХ и транспортный отдел, отдел экологии, сотрудники ГИБДД и велоактивисты города. Часовое заседание оказалось эффективнее писем с тысячами подписей, так как на эти письма писали длинные объяснения, почему то или иное предложение по развитию велоинфраструктуры выполнить не получится, а на встрече удалось открыто обсудить, что сделать, чтобы механизм велосипедизации города заработал.

С тех пор прошло три заседания рабочей группы. Вопрос велосипедизации города – стоит на повестке дня регулярно.

В акции «На работу на велосипеде» 20 мая 2016 года приняли участие  30 сотрудников Администрации Петрозаводска, Глава Республики Карелия и министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия.

Это хороший знак, так как участники акции, когда едут на работу на велосипеде, начинают рассматривать велосипед как транспортное средство.

Основная проблема велосипедизации

Основная проблема в том, что сегодня транспортная политика России в целом, и городов в отдельности, центрирована на создание условий для использования личного автотранспорта. В то время как развитые страны в вершину пирамиды ставят пешеходов и немоторизованные виды транспорта, а также общественный транспорт. На всероссийском уровне не выставлены приоритеты, которые позволят развивать городскую среду в здоровом и экологичном направлении. Многие не считают велосипед транспортным средством, тем более круглогодичным. Хотя участники Велодвижения VELOVE с каждым годом приводят все больше доводов в пользу велосипеда как круглогодичного транспортного средства.

С какими трудностями сталкиваются в небольших городах РФ, когда вопросы касаются развития велоинфраструктуры, на примере Петрозаводска:

  • отсутствие грамотной городской транспортной концепции, которая ориентирована на развитие системы мобильности, включающей пешеходные и велосипедные потоки, общественный транспорт, а также личный автотранспорт.
  • дефицитный бюджет, средств на строительство и содержание велоинфраструктуры нет,
  • постоянная смена чиновников – договариваешься с одним начальником о выбранном векторе развития, приходит новый человек – и надо начинать сначала,
  • отсутствие опыта проектирования велодорожек и желания перенимать этот опыт и прочее.

В результате совместной работы велоактивистов, представителей городской Администрации и ГИБДД мы разработали варианты решений в данной ситуации:

  • включать строительство велодорожек в реконструкцию улиц, для этого необходимо разработать единую карту сети велодорожек (план на 20-30 лет), а также варианты нового поперечного профиля улиц, основываясь на современных сводах правил и нормах проектирования автодорог и велодорожек,
  • внести изменения в региональные нормативно-правовые документы, обязывающие стремиться к развитию велоинфраструктуры (например, количество 1 км велодорожек на каждые 10 км автодорог), а также в генплан города и градостроительную карту (сделать слой с планируемой сетью велодорожек, чтобы при проектировании различных объектов заранее учитывать, что вскоре здесь будет проходить велодорожка),
  • обучение специалистов проектированию велодорожек с учетом особенностей современной жизни в городах России. Например, в Петрозаводске зимой дороги чистят плохо, и если размечать велополосы на проезжей части, то работать они будут только летом, так как в зимний период будут покрыты льдом, снегом, грязью и т.п. Следовательно, в нашем случае имеет смысл строить сеть выделенных велодорожек, которые располагаются со стороны тротуара.

 

Выводы

Действовать важно сообща, привлекая к вопросам велосипедизации все структуры: государство, бизнес, общество. Важно также находить новые эффективные подходы в решении задач. Для обращения внимания государства и бизнеса к потребностям велосипедистов важно показать, что это весомая и активная целевая группа, массовые велопробеги, в которых участвует более 1 % населения, указали на то, что велосипедистам стоит уделять должное внимание.