CO2 Green Drive {Мероприятия} Руководство Видео Cities.Multimodal Green Mobility Award Контакты Исследование устойчивой мобильности и городской среды
Мероприятия > Второй стажировочный визит российских специалистов, Оулу (Финляндия), 27 ФЕВРАЛЯ-2 МАРТА 2017 > Стажировочный визит российских специалистов в Оулу (Финляндия). Обзор Анастасии Неровной.

{Стажировочный визит российских специалистов в Оулу (Финляндия). Обзор Анастасии Неровной.}

Автор: Анастасия Неровная, руководитель Велодвижения Карелии VELOVE

Знакомство с Зимней велосипедной столицей мира Оулу и изучение опыта создания и благоустройства велоинфраструктуры города позволило выявить ряд особенностей/факторов успеха и устойчивого развития Оулу:

1. Велопешеходная инфраструктура

Ездить на велосипеде по Зимней велосипедной столице Оулу можно 24 часа 7 дней в неделю. А все почему?! В 1960х сотрудник транспортного отдела захотел развивать велосипедную инфраструктуру в городе, несмотря на то, что в эти годы был пик развития автотранспорта.

В итоге: более 860 км велопешеходных дорожек - и все это на территории 3100 кв.м., для населения 300 тысяч человек.

Изначально в Оулу строили совмещенные велопешеходные дорожки шириной 3,5-6 метров и при большом числе велосипедистов данная инфраструктура показала свою неэффективность: пешеходам неудобно и страшно, а велосипедистам толком не разогнаться. Это примерно как в российском городе все тротуары расширить до 4-6 метров и назвать велопешеходными дорожками - не так много изменится в сторону удобства перемещения. Сейчас Администрация Оулу постепенно перестраивает инфраструктуру, разделяя велосипедные и пешеходные маршруты - где-то за счет газонов, где-то за счет автомобильной части дороги. В том числе решается вопрос более безопасного и удобного проезда на перекрестках.

Большинство велопешеходных дорожек отделены от автомобильных дорог: одна идет прямо по льду Балтийского моря - до Аэропорта (используется в том числе для катания на коньках и лыжах). Велопешеходных мостов в разы больше, чем автомобильных! Часто используют тоннели для развязки с автомобильной дорогой, чтобы велосипедисту не пришлось останавливаться на перекрестках. Все рассчитано так, чтобы вынужденных остановок на маршруте было как можно меньше, все велодорожки связаны в единую сеть и не прерываются.

Центр города - велопешеходный. Под землей устроен большой паркинг для машин на 900 мест. Машин в центре города очень мало, едут на скорости 30 км/час, всегда уступают дорогу велосипедистам. На пешеходных переходах не надо спешиваться, если нет машин, и за это не штрафуют.

В резиденциях (жилых микрорайонах) не делают сквозных улиц для проезда автомобилей - их разрывают 30 метровой велодорожкой (то есть просто запрещают проехать на машине насквозь, при этом можно попасть в свой двор) и ограничивают скорость передвижения до 10-20 км/ч. Благодаря этому машин в резиденциях ездит мало, что делает передвижение на велосипеде удобным и безопасным.

Бывает и такое решение: тихие/медленные улицы – делают велопешеходными, но при этом по ним может ехать автомобиль на скорости до 20 км/ч, чтобы добраться до своего дома. Получается, на таких улицах в приоритете велосипедисты и пешеходы: машины им уступают дорогу. Также бывают маршруты, где могут ходить только пешеходы - и там уже необходимо спешиваться. А есть и наоборот - исключительно велосипедные улочки, где в приоритете велосипедисты, а остальные уступают.

Велопарковки есть повсюду, но не все удобные. Зато в Финляндии распространен замок, блокирующий заднее колесо: если есть подножка, то велосипед можно оставить без велопарковки в любом месте! Хотя велосипеды часто воруют. Поэтому лучше перестраховаться и прикрепить велосипед за раму. Кстати, есть и специально разработанные велопарковки с цепью, которые позволяют без дополнительного замка закрепить раму велосипеда через задний замок.

У домов стоят крытые велопаркинги, в которые вмещается по 100-200 велосипедов. У школ и общественных мест - велопарковки по всему периметру здания.

Несмотря на такой опыт и столь развитую инфраструктуру, велоактивистам и транспортному отделу постоянно приходится доказывать, что велоинфраструктура важна и должна развиваться, бороться буквально за каждый новый метр раздельной велосипедной дорожки, за тщательное содержание, за удобные велопарковки, за простые правила передвижения и т.д.

2. Содержание велодорожек

Технология содержания велодорожек зимой очень интересная и простая: снег трамбуют и убирают излишки, используя волнистую насадку ковша, чтобы покрытие получилось нескользким. Даже на летней резине ездить по такому покрытию удобно. Во время оттепели убирают растаявший снег и кидают гравийную крошку, реже песок. Соль вообще не используют из-за вредного воздействия на дорожное покрытие, обувь и сам велосипед. Техника для чистки велопешеходных дорожек специальная - с шириной ковша 2,5-3 м и 1,8 м.

Все велопешеходные маршруты делятся на три класса по приоритетности. Чистить начинают с первого класса, далее второй и третий. Также для автомобильных дорог. "Снежная полиция" в Оулу работает 24 часа 7 дней в неделю. Как только контролер компании по уборке городских территорий понимает, что выпало больше 3 см снега (1 класс) и 6 см снега (2 класс), он нажимает кнопку экстренного вызова - и сотрудники выезжают на очистку городских улиц. Весь город разбит на 13 зон, и в каждой зоне улицы убирает отдельная обслуживающая компания. Если убрали плохо - штраф. Обратную связь по уборке территорий жители могут дать на сайте. Десятки сотрудников в 13 обслуживающих Оулу компаний - всегда держат руку на пульсе, чтобы горожане могли комфортно передвигаться по городу на разных средствах передвижения.

3. Мероприятия

Летом на велосипеде ездят более 70% населения, зимой - около 30%. Некоммерческие организации при поддержке Администрации популяризуют велосипед как транспорт, устраивают различные тематические события и акции, привлекая все больше жителей к круглогодичному использованию велосипеда. В Финляндии есть даже национальная командная игра – KILOMETRIKISA. Набираешь команду из 3-4-5 человек или участвуешь от организации (бизнес, университет и пр.). Задача: наездить совместно как можно больше километров. Результат – общий: выводится среднее число километров на команду, все данные о промежуточных результатах на сайте. Существует 2 этапа - зимний и летний. В Оулу для увеличения количества велосипедистов зимой предложили интересную акцию: всем, кто обещает ездить каждый день на велосипеде, выдают фонарики, комплект зимней резины и шлемы (женщины согласно опросу боятся поскользнуться и упасть). Участники в течение трех месяцев ездят на велосипеде и отчитываются о своих результатах на сайте. После акции в 2016 году опрос показал, что большинство готовы ездить следующей зимой как минимум столько же, сколько и этой.

4. Системы "Умный город" и "Зеленая волна для служб спасения".

Города Финляндии подключены к системе "Умный город" - все перекрестки оснащены датчиками движения, радарами, светофорами, что позволяет настраивать сигналы светофоров с помощью программы и обеспечивать удобное передвижение по городу.

Новинка "Зеленая волна для служб спасения" - установлена в Оулу. Система позволяет машине службы спасения (скорая, пожарная, полиция) приехать на место без остановок по пути. Все, что для этого нужно сделать водителю - это включить проблесковый маячок. Датчики, радары, камеры реагируют на сигналы машины и освобождают ему путь заранее, включая зеленую волну на светофорах.

5. Интересные факты

* Четверо из пяти жителей города регулярно ездят на велосипедах.

* В Оулу велосипед в два раза популярнее, чем в среднем по Финляндии

* Мифы о правилах в Финляндии: шлем рекомендован, но вовсе не обязателен! Зимняя резина и прочие условия езды зимой - тоже надуманы. Можно абсолютно также, как летом, сесть и поехать - и для этого созданы все условия.

* Центр вторичной переработки вещей ремонтирует и реставрирует велосипеды. Здесь можно купить любые запчасти и б/у велосипед за 20€.

* Наличие велопитстопов. Вот только на том, который видели мы, все инструменты украли, остался только насос. Конструкция интересна тем, что инструменты находятся внутри короба, что защищает их от осадков. Насос ножной и совмещен с самим стендом.

* Удивительное разнообразие велосипедов. Каргобайки (грузовые), с детскими колясками, с рекламными конструкциями, трехколёсные... В общем, на любой вкус и любую потребность! Больше всего в Оулу - городских велосипедов. Очень много "видавших виды" стареньких велосипедов. Оно и понятно, здесь велосипед - транспортное средство уже давно!

В обучающей поездке приняли участие 8 человек из Санкт-Петербурга и Республики Карелия.

Весь полученный опыт будет учтен при развитии велопешеходной инфраструктуры в городах Петрозаводск и Санкт-Петербург.